Отделение ГТС от «Нафтогаза»

В 2015 году был принят Закон Украины «О рынке природного газа». Он установил требование к разукрупнению в правовом плане. Позднее, в 2016 году, правительством было приняло решение создать новое предприятие – «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ). Оно должно было стать новым оператором ГТС после того, как завершатся разукрупнения и передачи в МГУ от «Нафтогаза» и «Укртрансгаза» всех функций и активов, что необходимых для осуществления транспортировки газа. Сентябрь 2018 года ознаменовался подписанием общего меморандума о взаимопонимании по разукрупнению, который должен был определить общую цель, а именно отделение ГТС от нафтогаза по модели разукрупнения собственности.

Это произошло после длительного периода недопонимания и неудачных попыток сотрудничества между «Нафтогазом» и МГУ. Будущий оператор должен быть полностью независимым от других интересов на рынке газа, чтобы реализовать эту модель. Кроме того, «Нафтогаз» представил некую «дорожную карту» по разукрупнению оператора ГТС, которая существует для подготовки разукрупнения внутри группы «Нафтогаз».

Фактически неограниченный, равный и справедливый доступ газа к конечным потребителям от поставщиков возможен только в том случае, когда функции транзита и хранения газа отделены от добычи и поставок, а также от их коммерческих интересов. Когда газовая отрасль реформируется, то ожидается предотвращение роста монополизации розничной торговли. Необходимо предотвратить весьма вероятный рост числа частных компаний, связанных с пророссийскими группировками в процессе либерализации украинского газового рынка.

Коррупционные схемы развиваются в том случае, когда происходит нестойкое управление газовыми компаниями. Процесс разукрупнения затягивается из-за определенных групп интересов, цель которых сохранить свое доминирование на рынке, а также получить теневые доходы от финансовых потоков. Кроме того, на процесс разукрупнения также влияют министерства и правительства. К сожалению, любые последствия пока носят скорее негативный характер.

Корпоративная группа «Нафтогаз» является нынешним менеджером и оператором ГТС, и она должна быть в авангарде процесса разукрупнения. Дорожная карта, выше упомянутая, представляется общественности в октябре 2018 года, а может быть истолкована как серьезная попытка «Нафтогаза» добиться разукрупнения. Однако с позицией «Нафтогаза» не совсем согласно Энергетическое сообщество. По словам эксперта газового рынка Андрюса Шимкуса из Секретариата Энергетического сообщества, в рамках разукрупнения наблюдается небольшой реальный прогресс:

«В настоящее время «Нафтогаз» занимается всеми видами деятельности в газовой отрасли, включая добычу, импорт, транспортировку, оптовую торговлю и розничные поставки. В дорожной карте «Нафтогаза» мы видим презентацию возможного пути вперед, но с несколькими ощутимыми решениями о разделении этих видов деятельности. Например, не было дано ответов о конкретной модели разукрупнения и о том, как она будет реализована на практике. Ранее чиновники говорили о полном разделении к концу 2019 года. Сейчас мы видим график до конца 2020 года и далее. Мы надеемся, что будут детализированы шаги по скорейшему и полному соблюдению Энергетического сообщества и законодательства Украины. Мы также надеемся, что дальнейших задержек не будет».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *